Тема: Развитие самостоятельности и инициативности дошкольников
Цель: повышение компетентности родителей в области развития
самостоятельности и инициативности дошкольника.
Задачи:
1.
Повысить интерес родителей к проблеме самостоятельности и
инициативности.
2.
Помочь родителям определить уровень самостоятельности собственного ребенка
посредством индивидуальной мини-диагностики.
3.
Предоставить родителям информацию об условиях развития детской
самостоятельности и инициативности.
4.
В игровой форме отработать способы повышения уровня самостоятельности
ребенка.
Предварительная работа: анкетирование родителей
Повестка дня:
1.
«Развитие самостоятельности и инициативности дошкольников»
Ответственные: воспитатели группы
2.
Консультация для родителей «Семейные проекты»
Ответственные: воспитатели группы
3. Отчет родительского
комитета Ответственные: предс-ль, члены род. комитета
4.
Разное: вручение благодарностей, ознакомление с планом предстоящих
совместных мероприятий, и др.
Ответственные: воспитатели группы,
родители
Уважаемые родители! Наше родительское собрание пройдет в форме круглого
стола, где вы будете не просто слушателями, а каждый примет участие в беседе, в
играх, обсуждениях, планировании мероприятий и т.п..
(Оглашается повестка)
1 вопрос. «Развитие самостоятельности и инициативности дошкольников»
Сегодня мы хотим поговорить с вами о самостоятельности и инициативности
наших детей. Вдумайтесь только в это слово – самостоятельность. Что это значит?
Это значит самому стоять на своих ногах, это значит уметь делать всё самому,
без чьей-то помощи.
Самостоятельность и инициативность - это ценные качества, необходимые
человеку. Дети по своей натуре подвижные, активные. Они стремятся сделать всё
самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом.
Однако, несмотря на то, что развитие самостоятельности и инициативы у детей
дошкольного возраста – одна из первостепенных задач для любого родителя,
выполнить ее не так-то просто.
Еще совсем недавно ребенок воспринимался исключительно как зависимый член
семьи, которого нужно воспитывать, не спрашивая его желания и мнения. По мере
взросления ребенка это неизбежно приводило ко многим трудностям. Требуя от
ребенка способности к принятию решений, родители не давали ему в полной мере
почувствовать свободу и проявить себя.
Воспитание ребенка по заранее, четко определенным инструкциям, может быть,
в какой-то мере удобно для родителей, но оно абсолютно неприемлемо для детей. И
главным минусом такого подхода является то, что ребенок полностью лишается
самостоятельности, на долгие годы оставаясь инфантильным, неуверенным в себе и
собственных возможностях.
Развитие педагогической науки привело к тому, что статус ребенка был в
корне пересмотрен. Правильно оценивая роль самостоятельности в жизни детей,
родители воспитают их готовыми к любым жизненным обстоятельствам.
Игра – разминка «Собери фразу».
Предлагаем вам разделиться на две команды (одна – родители девочек, другая
– родители мальчиков). Каждая команда получит слова на отдельных
листочках. Ваша задача – как можно быстрее собрать из этих слов фразу. Время
пошло.
Фраза №1: «Не воспитывай детей, все
равно они будут похожи
на тебя - воспитывай себя. (Английская пословица)
Фраза №2: «Человек не может быть свободен, если он не
самостоятелен» (М. Монтессори)
Часто по разным причинам мы стремимся сделать за ребёнка всё сами.
Воспитывая детей, многие родители лишают их самостоятельности, маскируя это
видимостью заботы, а по сути, практикуют гиперопеку.
Что такое гиперопека? В чем она выражается? (Выслушиваются высказывания
родителей, затем подводится итог, родителям раздаются памятки)
Гиперопека:
-ребенок лишен самостоятельности, следует советам взрослых, ждет
инструкции, указания;
-родители диктуют каждый шаг ребенку и контролируют во всем;
-родители «возносят ребенка до небес», стараются обеспечить всем
«необходимым» и сделать все, чтобы он рос счастливым;
- готовят вундеркинда: ребенок загружен до предела (посещает разные секции,
кружки по выбору родителей);
-ребенок хочет оправдать надежды родителей, боится допустить ошибку;
-ребенок растет безвольным, не может сам себя занять, испытывает
затруднения в общении
Такие условия не позволяют ребенку принимать самостоятельные решения, а,
следовательно, и нести за них ответственность. И оберегая ребенка от ошибок,
родители лишают его возможности приобрести важный для него жизненный опыт. А
ведь важно, чтобы дети могли ориентироваться в этом мире, делать всё
самостоятельно, в том числе и принимать решения.
Условия воспитания самостоятельности у ребенка
1. Среда, в которой пребывает ребенок, должна быть
максимально доступной и комфортной для его
дальнейшего развития. Чтобы ребенок не нуждался в помощи
взрослого.
2. Детей необходимо постепенно приучать к
самостоятельному выполнению тех или иных действий. Развитие самостоятельности
и инициативы у дошкольников происходит постепенно и поэтапно, а любые попытки
ускорить его негативно скажутся на его качестве.
3. Приучать ребенка к самостоятельности, регулярно
поручая ему простые домашние дела. Поначалу, делать все это ребенок
должен под контролем и руководством родителей. Затем ему можно предоставить
больше свободы. Посильная помощь — первый шаг к самостоятельности.
4. Самообслуживание – прямой путь к
самостоятельности. Ребенка необходимо приучать самостоятельно одеваться и
раздеваться, аккуратно складывать вещи, приводить их в порядок, убирать игрушки
и т.п.
5. Не стоит сразу требовать от
детей совершенства. Даже самое простое дело может
вызвать немало трудностей у ребенка в том случае, если он берется за него в
первый раз. Ребенок, хоть и не обладает достаточным опытом, довольно быстро сам
понимает, что именно он неправильно делает. И шквал критики в его адрес,
особенно от родителей, может надолго выбить почву из-под его ног.
6.
Поддержка инициативности и самостоятельности ребенка, что
означает расширение границ его личного пространства и предоставление ему права
выбора.
Перечислив условия, необходимо сформулировать и принципы развития
самостоятельности у детей.
Основные принципы развития самостоятельности:
-принцип обязательности;
-принцип посильности;
-принцип постоянного обучения новым формам и методам;
-принцип интересности;
-принцип постоянной занятости;
-принцип использования эмоций;
-принцип поощрения
Чтобы проверить, как действуют эти принципы, мы выполним сейчас упражнение
«Ценные указания».
Представьте себе такую ситуацию: к вам приходит друг, чтобы что-то сделать
вместе, например, собрать какой-то предмет мебели.
Один участник «собирает мебель». Второй участник садится и читает текст:
«Так, достань описание, теперь разложи все детали; распечатай пакет с
саморезами, не рассыпь; найди доски по инструкции, возьми отвертку и закрути
саморез. Да как ты вкручиваешь? Держи ровно! Не жми так! Резьбу сорвешь! А ты
доски не перепутал? ».
Участники делятся впечатлениями.
Согласитесь, такая совместная деятельность вызывает только
раздражение. Поэтому помним, что главное условие помощи ребенку и
совместных занятий – дружелюбный тон общения. Не давайте
советов, если и так понятно, что делать. Постарайтесь избегать критики и больше
хвалите ребенка за конкретные достижения.
В процессе своего развития ребенок испытывает потребность к самоизменению.
Это выражается в его отношении к самостоятельным действиям. И мы это замечаем.
Игра: «Линейка образов ребенка».
Предлагаем Вам разделиться с помощью фишек на команды. Каждая команда
составит линейку образов ребенка, которая иллюстрирует последовательность в
развитии самостоятельности. Задание: расставить выражения по порядку.
«Я сам» - «Я хочу» - «Я умею» - «Я смогу» - «Я буду» - «Я научусь»
Быть самостоятельным – это значит уметь трудиться.
Детская лень - это миф, придуманный взрослыми. Это проблема, созданная
взрослыми, самими родителями.
Нередко мамы жалуются: чадо подросло, а по хозяйству помогать не хочет,
приходиться заставлять. Но желание трудиться у человека возникает не в
подростковом возрасте, а гораздо раньше. И если родители, когда кроха совсем
мал, правильно себя ведут, то заставлять потом и не приходится.
Естественное желание помогать родителям появляется у малыша после того, как
он начал уверенно ходить. В его понимании это даже не помощь, а стремление
участвовать в жизни семьи, научиться делать всё то, что делают мама, папа,
дедушка, бабушка, старший брат, сестра, поскольку это необходимо для выживания
в мире. Ребёнок запрограммирован на такое поведение генетически. Он ведь
чувствует, что скоро всё придётся делать самостоятельно, поэтому и пытается
овладеть новыми навыками, подражая старшим. Отсюда такое стремление мыть
посуду, подметать пол, стирать, всё делать, как большие. И что он слышит – «Не
лезь, уйди, не тронь, отстань, ты ещё маленький» «Не трогай веник, он грязный. Еще
успеешь наработаться в жизни». И такие ситуации повторяются. И ребёнок
понимает, что домашними делами ему заниматься не следует, ведь взрослые так доходчиво
объяснили.
И вдруг через какое - то время он слышит: «Ты должен убирать за собой
игрушки, ты уже большой, ты должен помогать маме, теперь у тебя обязанности по
дому».
И то, к чему он когда–то рвался, а его не пускали, вдруг становится его
обязанностями. А это так скучно и неинтересно, особенно, если это выносить
мусор.
Если он станет когда-нибудь что–то делать по дому, то только «из-под
палки». Он будет воспринимать домашнюю работу, как неприятную обязанность, а не
как естественную часть жизни.
Вот и получается, что сначала родители мешают ребёнку, а потом заставляют,
чем порождают и у себя, и у ребёнка массу негативных эмоций.
Когда наши дети пойдут в школу, на них свалиться целое море
самостоятельности. Сейчас они слышат:
-не ходи один через дорогу,
-не трогай замок, поломаешь ключ,
-не подходи к плите, не трогай горячий чайник,
-не трогай телефон,
-не бери нож, и т. д.
Но скоро он услышит совсем другие слова:
-перейдешь сам через дорогу,
-откроешь дверь ключом сам,
-разогреешь обед, позвонишь, как у тебя дела, и т. д.
И от этой самостоятельности пойдёт кругом голова. Но можно всё ещё успеть:
доверить открыть дверь, разогреть обед в микроволновке, позвонить по телефону
папе, вымыть посуду, сходить за хлебом и т. д. Вы рядом, подскажете, поможете,
подбодрите, похвалите.
Сейчас мы просим вас разделиться на команды. Мы предложим вам несколько
ситуаций, а вы скажите, что можно в данной ситуации доверить сделать ребёнку
самому. На обсуждение в группе – 1 минута
1. Утро. Вся семья проснулась.
2. Вы готовитесь к ужину.
3. Вы ремонтируете машину (ремонт в квартире).
4. Вы сажаете огород.
5. Генеральная уборка.
Родители озвучивают итог обсуждения
Результаты анкетирования:
В «Программе воспитания в детском саду» определены задачи воспитания
самообслуживания детей всех возрастов. Но приучать детей делать что-то самому
надо не потому, что так требует программа, а потому, что так диктует жизнь.
Нашим детям по 5 лет и более. Через год с небольшим они пойдут в школу.
Достаточно ли они самостоятельны и насколько готовы к предстоящей школьной
жизни? К сожалению не все дети в нашей группе могут самостоятельно одеваться,
приводить себя в порядок, устранять неполадки в одежде, в причёске, убрать
игрушки, выполнить обязанности дежурных по столовой, по занятиям.
Самостоятельный ребенок — мечта родителей. Сейчас мы раздадим
вам анкеты, с помощью которых вы сможете определить насколько
самостоятелен ваш ребенок и проверить, предоставляете ли вы ребенку возможности
для проявления инициативы и самостоятельности.
Предлагаем заполнить таблицу. В первой колонке перечислите дела,
которые ваш ребенок решает и делает сам. Во второй колонке запишите дела,
в которых вы участвуете вместе с ребенком. На заполнение таблицы – 3 минуты.
Затем самостоятельно обработаете ее.
Вместе с мамой
Посмотрите, что из колонки «Вместе» можно сейчас или в ближайшем будущем
передвинуть в колонку «Сам».
Подумайте, как часто вы вмешиваетесь в дела ребенка из первой колонки,
потому что хотите, чтобы он сделал их быстрее или лучше. Постарайтесь
предоставить самостоятельность ребенку в их выполнении, обязательно
одобрите старания ребенка, несмотря на их результат.
В делах, которые ребенок делает с помощью вас, следите за моментами, когда
можно ослабить ваше участие («отпустить руль»), но не делайте этого слишком
рано или резко. Обязательно отметьте первые, даже небольшие самостоятельные
успехи ребенка; поздравьте его (а заодно и себя!).
Выполним упражнение «Похвалилки», в котором потренируемся
хвалить наших детей.
Поймав мяч, вы должны быстро сказать что-нибудь хорошее своему ребенку,
похвалить. Правило – не повторяться.
Подведем итог нашей работы. Ответим на вопрос - самостоятельный и
инициативный ребенок, какой он? (Выслушиваются ответы родителей)
В заключении предлагаем вам послушать несколько добрых советов, как не
загубить свои усилия, направленные на развитие у детей инициативы и
самостоятельности.
Добрые советы для родителей:
Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам.
Не торопитесь помогать ребенку, услышав «Я не могу! Мне надо сделать! И т.п.».
Дайте ему возможность самостоятельно действовать, помогите советом. Придите на
помощь, когда убедитесь в том, что ребенок действительно не может справиться.
Не вменяйте малышу в обязанность то, что сами делать не любите.
Никогда не говорите ребёнку: «Ты мне мешаешь, уйди!»
Никогда не говорите ему: «Ты ещё маленький, у тебя не получится». Дайте
ребёнку попробовать всё, к чему он тянется.
Не критикуйте: ты плохо сделал, лучше бы я сама. Не переделывайте то, что
сделал ребёнок, тут же, у него на глазах (это же обидно).
Ни в коем случае не смейтесь, если у него вышло что- то не так.
Не ругайте, если малыш что- то разбил, рассыпал или сломал (с кем не
бывает). Утешьте и ободрите, если что-то не получилось.
Чаще хвалите, и не бойтесь переборщить!
Обязательно благодарите ребёнка за помощь, благодарите от чистого сердца:
«Ты моя хозяюшка! », «Ты мой помощник! »
И помните, в развитии самостоятельности ребенка важно избегать крайностей.
2 вопрос. Развитию самостоятельности и инициативности у детей способствует
проектная деятельность.
Памятка для родителей
Гиперопека:
·
ребенок лишен самостоятельности, следует советам взрослых, ждет инструкции,
указания;
·
родители диктуют каждый шаг ребенку и контролируют во всем;
·
родители «возносят ребенка до небес», стараются обеспечить всем
«необходимым» и сделать все, чтобы он рос счастливым;
·
готовят вундеркинда: ребенок загружен до предела (посещает разные секции,
кружки по выбору родителей);
·
ребенок хочет оправдать надежды родителей, боится допустить ошибку;
·
ребенок растет безвольным, не может сам себя занять, испытывает затруднения
в общении
Добрые советы для
родителей:
·
Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам.
·
Не торопитесь помогать ребенку, услышав «Я не могу! Мне надо сделать! И
т.п.». Дайте ему возможность самостоятельно действовать, помогите советом.
Придите на помощь, когда убедитесь в том, что ребенок действительно не может
справиться.
·
Не вменяйте малышу в обязанность то, что сами делать не любите.
·
Никогда не говорите ребёнку: «Ты мне мешаешь, уйди!»
·
Никогда не говорите ему: «Ты ещё маленький, у тебя не получится». Дайте
ребёнку попробовать всё, к чему он тянется.
·
Не критикуйте: ты плохо сделал, лучше бы я сама. Не переделывайте то, что
сделал ребёнок, тут же, у него на глазах (это же обидно).
·
Ни в коем случае не смейтесь, если у него вышло что- то не так.
·
Не ругайте, если малыш что- то разбил, рассыпал или сломал (с кем не
бывает). Утешьте и ободрите, если что-то не получилось.
·
Чаще хвалите, и не бойтесь переборщить!
·
Обязательно благодарите ребёнка за помощь, благодарите от чистого сердца:
«Ты моя хозяюшка! », «Ты мой помощник! »
И помните, в развитии самостоятельности ребенка важно избегать крайностей.
Тема:
«Режим дня и его значение. Создание условий дома для полноценного отдыха и
развития детей»
Цель:
o
дать понятие режима дня, раскрыть его
структуру;
o
познакомить с основными требованиями к
режиму дня; с процессом организации режимных
моментов в детском саду;
o
способствовать тому, чтобы родители были
заинтересованы в соблюдении режима дня дома, придерживаясь тех же
требований что и в детском саду.
Ход
собрания
Добрый вечер, уважаемые
родители! Я рада, видеть Вас на нашем собрании и предлагаю начать нашу встречу
с игры «Комплимент». Цель: установить между родителями контакт, сформировать у
них положительный настрой.
Родители сидят в кругу.
Начиная с воспитателей, каждому участнику необходимо представиться, передавать «цветок
дружбы» и сказать рядом сидящему соседу комплимент или какое-либо пожелание.
Замкнуть круг пожеланий – комплиментов на воспитателях, обозначив это так, что
мы, воспитатели, и вы родители – едины, совместно мы создаем настроение нашим
детям.
Хочу напомнить Вам, что
больше половины нашей группы перешли к нам с группы раннего возраста. У нас
изменился режим дня, время проведения и количество занятий в день.
Чтобы образовательный
процесс быль правильно организован мы в своей работе опираемся на основные
нормативно-правовые документы, регламентирующими деятельность ДОУ:
o
Федеральный Закон «Об образовании в
Российской Федерации»
o
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
o
СанПиН
2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования
к устройству, содержанию
и организации режима
работы в дошкольных
организациях»
o
Устав ДОУ
o
Основная образовательная программа
дошкольного образования
o
Годовой план ДОУ
o
Перспективные и
календарные планы
Режим дня – это четкий распорядок жизни в
течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также
рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным
возможностям ребенка режим укрепляет здоровье,
обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной
деятельности, предохраняет от переутомления.
В режим дня входят
следующие элементы:
– сон;
– пребывание на открытом
воздухе (прогулки);
– воспитательная и
учебная деятельность;
– игровая деятельность и
занятия по собственному выбору (чтение, занятие музыкой, рисованием и другой творческой
деятельностью, спорт);
– самообслуживание,
помощь семье;
– приемы пищи;
– личная гигиена.
Сон обеспечивает полное функциональное
восстановление всех систем организма. Физиологическая потребность во сне детей
разного возраста зависит от особенности их нервной системы и состояния
здоровья. В дошкольном периоде обязателен как ночной, так и дневной сон,
независимо от того, посещает ребенок дошкольное образовательное учреждение,
группу кратковременного пребывания или нет. Полноценный ночной сон важен и для
дошкольников, и для школьников.
Ребенку
до 5 лет положено спать в сутки 12,5–12 часов. Для ночного сна отводится время
с 21 часа 30 минут вечера до 7–7 часов 30 минут утра. Дети-дошкольники спят
днем один раз. Укладывают их так, чтобы они просыпались в 15–15 часов 30 минут.
Организовывать дневной сон позже нецелесообразно – это неизбежно вызывало бы
более позднее укладывание на ночной сон. Шестичасовое бодрствование во второй
половине дня – это как раз тот промежуток времени, в течение которого ребенок
достаточно наиграется, чтобы почувствовать потребность в отдыхе.
Пребывание на открытом
воздухе (прогулки) – наиболее
эффективный вид отдыха, позволяющий обеспечить закаливание организма и
увеличение двигательной активности. Особенно важны прогулки для детей
дошкольного возраста: зимой не менее 4–4,5 часов, а летом по возможности весь
день. Прогулка не проводится
при температуре воздуха ниже -15 °С и скорости ветра более 15 м/с для детей до
4 лет, а для детей 5–7 лет при температуре воздуха ниже -20 °С скорости ветра
более 15 м/с (для средней полосы).
Воспитательная
и учебная деятельность.
Программами обучения и
воспитания в ДОУ предусматриваются развивающие занятия. В младшей группе
продолжительность занятий составляет 15 минут, в средней группе – по 20 минут с
перерывом 10 минут.
Одним из средств
физического воспитания является правильное проведение режима, составленного для
каждой возрастной группы детей с учетом их психофизиологических особенностей.
Если режим осуществляется правильно, то дети спокойны, активно занимаются,
играют, хорошо едят, быстро засыпают и крепко спят, просыпаются бодрыми и
веселыми.
Важно вносить сезонные
изменения в режим дня. В программе предложены режимы как для холодного, так и
для теплого времени года.
В зимнее время в связи с
особенностями погоды и большим числом занятий с детьми несколько сокращается
пребывание ребенка на воздухе в течение дня.
!!! Просмотреть режим
занятий, обратить внимание на чхл и речь детей
Режим
в выходные и праздничные дни
Если ребенок посещает
детский сад, его домашний режим в выходные и праздничные дни должен
соответствовать режиму дошкольного учреждения. Установленный распорядок дня не
следует нарушать без серьезной причины. Его нужно по возможности сохранять и
при изменении условий жизни ребенка В определенных случаях допустимы
отступления от режима в пределах 30 мин., но не более.
Опыт показывает, что
неуклонное соблюдение установленного распорядка изо дня в день постепенно
вырабатывает активное стремление ребенка выполнять режим самостоятельно, без
подсказки взрослых, без принуждения, а
это способствует формированию таких важных качеств поведения, как
организованность и самодисциплина, чувство времени, умение экономить его.
Очень
важен и общий распорядок жизни. К сожалению, во многих семьях, особенно
молодых, пренебрегают режимом, а это неизбежно идёт во вред ребёнку.
Какие же средства
способствуют решению этих задач?
Прежде всего воспитанная
еще в раннем детстве привычка выполнять режим. Обычно ребенку хочется как-т о
завершить то, что он делает (и это можно только приветствовать). Поэтому
следует заранее, минут за 10–15, предупредить малыша о том, что скоро нужно
ложиться спасть. А когда это время наступит, настаивайте, чтобы ребенок не
задерживался.
Постепенному переключению
от игры ко сну способствует привычка ребенка раздеваться самостоятельно. Уже к
трем годам малыш может почти самостоятельно раздеться и аккуратно сложить
одежду.
В выходные ребенок должен
нагуляться, выспаться, одним словом – отдохнуть. Постарайтесь, чтобы он не
выбивался из привычного ритма жизни, не нарушайте обычного режима дня.
Придерживаясь таких простых правил, вы и ваш малыш не будете терять прекрасные
минуты времени, с удовольствием используя их, чтобы побыть вместе, погулять,
поиграть. Вы подружитесь с хорошим настроением и самочувствием, а усталости и
вялости придется отступить.
Также существуют моменты,
которые дополняют наш режим:
• Приём детей в сад осуществляется
до 8.10 ч
• Квитанции за детский
сад оплачиваются до 20 числа каждого месяца, квитанции сохранять
• В группу не разрешается
приносить пистолеты, сабли, мечи, лак для ногтей, помады, духи и т. д.,
жевательную резинку, конфеты для угощения своих друзей. Если хотим угостить, то
приносим всем детям либо не приносим.
• Нельзя забирать детей
родителям в нетрезвом виде и лицам младше 15 лет. Воспитатель имеет право не
отдавать ребёнка в этих случаях.
• Девочкам необходимо
принести расческу.
• Просьба родителям –
принимать участие в жизни группы и детского сада в оформлении участка, группы.
Участвовать в конкурсах, мероприятиях, посвящённых праздникам.
- Спасибо за внимание
Круглый стол для родителей средней группы
««Эмоциональное благополучие ребенка в семье»
Цель: 1.
Формирование убеждения у родителей в
необходимости поддержания психологического
комфорта в семье для правильного развития
ребенка, становления его личности.
2.Установление сотрудничества детского сада и семьи по проблеме укрепления
психологического здоровья.
Задача:
-повышение психолого-педагогической компетентности родителей;
-способствовать
созданию эмоционально- благоприятной семейной
атмосферы.
1. Приветствие
Добрый
вечер, уважаемые родители! Я рада Вас приветствовать
на собрании, тема которого «Эмоциональное благополучие ребёнка».
По мнению
Всемирной Организации Здоровья,
здоровье – это состояние полной
гармонии физического, психического и эмоционального благополучия ребёнка. Поэтому мы,
сегодня поговорим о значимости эмоционального
благополучия ребёнка для сохранения и укрепления его здоровья.
2. Упражнение «Улыбайтесь! »
А сейчас давайте
поприветствуем друг друга своими улыбками.
3. Лекция «Эмоциональное благополучие ребенка в семье»
Эмоциональное благополучие
является одним из базисных качеств жизни
человека. Его фундамент закладывается в детском возрасте, а следовательно, зависит от окружающих ребенка взрослых, их отношений и реакций
на его поведение.
Оно выражается в следующих чертах
поведения и
чувств ребенка:
-наличии чувства доверия
к миру;
-способности проявлять гуманные
чувства;
-способности сопереживать и чувствовать состояние другого;
-наличии положительных эмоций и чувства юмора;
-способности и потребности в телесном контакте;
-чувстве удивления;
-вариативности поведения;
-способности к произвольному усилию
для преодоления препятствий или снятия дискомфорта, в том числе и в ситуации соревнования- соперничества;
-способности к положительному подкреплению себя и собственных действий;
-способности к осознанию особенностей собственного поведения в соответствии
с возрастом.
Иван Александрович Ильин писал:
« ... Семья - первичное лоно человеческой культуры... Здесь пробуждаются
и начинают развёртываться дремлющие силы личной души; здесь ребёнок научается
любить (кого и как?),
верить (во что?) и жертвовать (чему и чем?); здесь слагаются первые основы его характера;
здесь открываются в душе ребёнка
главные источники его будущего счастья и несчастья;
здесь ребёнок становится маленьким человеком, из которого впоследствии развивается великая личность
или, может быть, низкий проходимец».
Т.е.- родители, являются
составляющей первую общественную среду ребенка, играют
существеннейшую роль в его
жизни.
И если в первые годы любовь
родителей обеспечивает жизнь и безопасность, то по мере взросления она все
более выполняет функцию
поддержания внутреннего, эмоционального и психологического мира человека.
При неблагоприятных условиях у детей возникает
эмоциональное напряжение и как результат – появление неврозов.
- Как вы думаете, в чем это проявляется? (Высказывания родителей)
Дети становятся капризными, у них часто меняется настроение (они то плаксивы,
то агрессивны, быстро утомляются, плохо засыпают, у них беспокойный сон, грызут
ногти, крутят волосы.
4. Анализ и обсуждение результатов анкетирования: «Эмоциональное развитие ребенка»
5. Упражнение «Сердце»
Подумайте и решите честно для себя, существует ли в вашей семье хотя бы одна из перечисленных выше причин, нарушающих эмоциональное благополучие ребенка.
Если причина: одна – сердечко
зеленого цвета;
-
две и более – сердечко синего цвета;
- нет ни одной – сердечко красного
цвета.
Родители выбирают
сердечко определенного цвета и прикрепляют к большому сердцу, висящему на доске.
Все эти
негативные факторы пораждают изменения в эмоциональной
сфере. Родительская любовь и ласка нужна не только грудничкам, но и большим детям. И не только нежным девочкам, но
и мужественным мальчикам. Родительская ласка не должна
ограничиваться только поцелуями и объятиями. Существует много других способов
её
выражения.
6. Советы родителям «Ромашка нежности» (приложение 3)
Цель: создание условий
психологического комфорта ребенку
в семье.
Родителям
предлагают сорвать один из лепестков ромашки и зачитать совет по созданию
условий психологического комфорта
ребенку в семье.
7.
“Психологическая зарядка”.
Родителям предлагается выполнить определенные движения,
если они согласны с данными высказываниями:
Если в
вашей семье время от времени возникают “приступы непослушания” - похлопайте в ладоши.
Если вы считаете, что самым эффективным наказанием для ребенка
является лишение удовольствия – кивните головой.
Если вы
ребенка чаще хвалите, чем ругаете и наказываете - дотроньтесь до кончика носа.
Если вы
считаете себя хорошим родителем - постучите кулачком в грудь.
Если у вас
возникают какие-либо сложности или непонимание со своим ребенком - моргните правым глазом.
Бывает ли в вашей семье так: вы наказываете ребенка, а другие
члены семьи тут же начинают
упрекать вас в излишней строгости и утешать ребенка – то топните
ногой.
Если вы считаете, что в воспитании детей главное - пример взрослых - улыбнитесь.
Если вы делаете все возможное,
чтобы вашему ребенку было комфортно в семье - погладьте себя по
голове.
8.
Наказание- одна из причин нарушения эмоционального благополучия ребенка в семье.
- Как вы думаете, наказание
детей может быть одной из причин нарушения эмоционального благополучия ребенка?
(ответы родителей)
9.
Дискуссия
-
Наказание происходит потому
что?
-
Мне приходится наказывать ребенка, когда он?
Мне хочется ответить
словами известного российского психолога Владимира
Левина, который написал семь правил для всех – «Наказывая, подумай: «За чем?»
1. Наказание не должно вредить
здоровью – ни физическому, ни психическому.
2. Если есть сомнение,
наказывать или нет, - не наказывайте. Никаких
наказаний для «профилактике», «на всякий
случай»!
3.
За один раз – одно! Даже если проступков совершенно
множество, наказание может быть
только одно – за все сразу, а не по одному – за каждый проступок.
4.
Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало.
5.
Наказан – прощен.
Инцидент исчерпан. О старых грехах
ни слова.
6. Наказание без унижения. Что
бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество
нашей силы над его
слабостью, как унижение.
7. Ребенок не должен бояться
наказания, не гнева нашего, а нашего огорчения.
11. Рекомендации родителям по созданию
благоприятной эмоциональной атмосфере
в семье.
Родительская
любовь и ласка нужна не только грудничкам, но и большим детям. И не только нежным девочкам, но и мужественным мальчикам. Родительская ласка не должна ограничиваться только поцелуями и объятиями. Существует
много других способов её выражения:
1.
Помните: от того, как родители
разбудят ребенка, зависит
его психологический настрой
на весь день.
2.
Как можно чаще улыбайтесь своему
ребенку!
3.
Поощряйте своего ребенка
жестами: ему будет
всегда тепло и уютно, когда
мама жестами коснется
его.
4.
Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных
неудач. Терпеливо, с интересом слушайте
рассказы о событиях
в его жизни.
5. Ребенок должен
чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения
окрики, грубые интонации.
12.
Эмоционально благополучный ребенок
это (приложение 4)
13. Упражнение «Пожелание»
Участники на листе пишут пожелания, затем все складывается в одну коробочку и каждый по берет и читает.
На этом наша встреча подходит
к концу и я хотела бы пожелать вам:
«Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения и ваши дети
вырастут спокойными и, уравновешенными – психологически здоровыми.»
1.Упражнение «Приветствие»
Цель: снижение психоэмоционального напряжения, настрой группы на работу.
Передавая по кругу мяч, улыбнитесь друг другу и поприветствуйте.
1. Лекция на тему: «Эмоциональное благополучие ребенка в семье»
Взаимодействие
ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия
с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые
передаются из поколения в поколение.
Недаром
говорят: «Яблоко от яблони недалеко падает» Так оно и есть. Все, что делают взрослые, непроизвольно фиксируется
детьми, а после воспроизводится: их взгляды, слова,
поступки. Непослушные дети появляются у тех родителей, которые сами в детстве страдали
от конфликтов с родителями.
Ребенку с момента рождения
необходимо не только
уход и питание, но и
общение. Если ребенок лишен постоянного контакта со взрослыми, он плохо развивается не только психически, но
физически: не растет, худеет, теряет интерес
к жизни.
Общение взрослого и ребенка
происходит через взгляды,
слова и прикосновения.
Через
взгляд мы передаем ребенку свои чувства.( все что творится у нас в душе- отражается в глазах) Ведь не зря говорят «Глаза
– зеркало души»
Слово, как и взгляд,
имеет огромное значение. Послушайте, как об этом сказал Я. Козловский.
«Слово»
Слова умеют
плакать и смеяться, Приказывать, молить
и заклинать,
И, словно сердце, кровью
обливаться, И равнодушно холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом,
и зовом Способно слово, изменяя
лад.
И проклинают, и клянутся
словом, Напутствуют, и славят, и чернят.
Ученые
давно доказали, что если ребенок рождается и растет в атмосфере любви, то он вырастает более счастливым и
благополучным. Существует много способов проявления любви. Одним из таких замечательных способов является объятие.
Медики и психологи единогласно пришли
к заключению, что объятия крайне необходимы в семье. Они не портят характер людей, всегда доступны, всем
приятны и необходимы людям любого
возраста. Хотя это внешнее проявление любви, однако, объятия оказывают немедленный внутренний эффект.
Считается, что ежедневно необходимы 5
объятий для выживания, 10 – для поддержки и 15 – для роста и развития ребенка. Наилучший результат
достигается тогда, когда объятия используются в нужный момент
в течение всего дня.
2.
Анкета «Эмоциональное развитие
ребёнка»
3.
Советы родителям: «10 ключей
успешного воспитания»
1.
Относитесь к воспитанию неформально. Обращайте внимание на качество проведенного с ребенком времени,
а не на его количество. Современная
жизнь всех нас научила невольно экономить на всем, в том числе на эмоциях, разговорах, общении с детьми. Поэтому вместо
того, чтобы сосредоточить все
внимание на том, что нам сбивчиво рассказывает
ребенок, мы слушаем
рассеянно, думая о своем. Между тем научно
доказано, что дети «скупых» и неумелых в общении родителей плохо себя ведут и
чувствуют себя потерянными. Поэтому
даже отрицательное внимание
(неодобрение, осуждение) лучше, чем холодность и безразличие.
2.
Поменьше говорите, побольше делайте. Статистика утверждает: мы даем своим детям до 2000 (!)
советов и замечаний в день. Поэтому неудивительно, что наши дети становятся «глухими». Если ребенок, несмотря
на ваши просьбы, с завидным
безразличием бросает в стирку носки,
вывернутые наизнанку, однажды выстирайте их такими, какие они есть. Пусть сам убедится, что в таком виде их
невозможно отстирать и высушить. Дела убедительнее и громче слов.
3.
Дайте детям почувствовать, что они сильны,
легальными способами; иначе
они сами найдут нелегальные. А для этого
с детьми надо советоваться, давать им право выбирать, покупать,
считать деньги, готовить несложные блюда.
Двухлетнему ребенку по силам вымыть пластиковую посуду, фрукты и убрать столовые приборы в ящик.
Конечно, у вас это выйдет быстрее и лучше,
но разве в этом дело? Если вы будете обходиться без помощи детей, вы лишите
их возможности чувствовать себя нужными и сильными.
4.
Не забывайте думать
о том, к чему могут привести
ваши слова и поступки.
Спрашивайте себя так: – Что случилось
бы, если б я не вмешался?
Если мы
вмешиваемся, когда в этом нет необходимости, мы лишаем детей возможности видеть последствия и учиться на собственных
ошибках. И тем самым подменяем живую
жизнь ворчливыми нравоучениями и запугиванием.
Если ваш ребенок забывает взять с собой завтрак – не кладите его изо дня в день в портфель. Дайте ему
забыть его, проголодаться и запомнить, что по утрам нужно класть завтрак
в портфель самому.
5.
Все ваши правила и требования должны быть логически обоснованы и понятны ребенку. А для этого в следующий
раз, когда он забудет сдать фильм в
видеотеку, не спешите отчитывать – он обидится, и урок не пойдет впрок. Не бегите сами, не отдавайте его
долги. Пусть он сам решает эту проблему
и думает, где взять денег в долг. Последствие для ребенка должно быть логически связано с его собственным
поведением. И только тогда, когда он вернет
весь свой долг, ребенок увидит
логику в вашей дисциплине.
6.
Избегайте конфликтов. Если ребенок проверяет вас истерикой, обидой, злостью или говорит с вами
непочтительно, лучше уйти и сказать, что
вы его ждете в соседней комнате, чтобы спокойно поговорить. Не поддавайтесь на провокации и храните невозмутимость изо всех сил. Если вы обиделись или разозлились – вы
проиграли.
7.
Не мешайте в одну кучу вину и виноватого. Ребенок может сделать что-то
нехорошее, но не может
быть плохим. Он должен всегда
быть уверен, что его любят независимо от того, что он
сделал. Если сомневаетесь в правильности
своих требований, спросите себя честно: «Будет ли ребенок от этого
увереннее в своих силах?»
8.
Нужно уметь быть добрым и твердым одновременно. Предположим, вы
сказали дочери, что нужно одеться за пять минут, иначе посадите ее в машину в ночной
рубашке. По истечении указанного срока имеете полное
право спокойно и бережно отнести
ее в машину. И смею вас уверить: в следующий раз у вас не будет проблем по утрам с одеванием.
Только в этот момент вы должны быть добрыми и справедливыми.
9.
Нужно всегда помнить о вечности и о том, что наше слово отзовется не только сейчас, но и через года, когда наши дети будут воспитывать наших
внуков. Исходя из этих соображений, иногда приходится отказываться от простых и быстрых решений проблемы,
предпочтение отдав сложным и трудоемким,
если это в будущем принесет большую пользу нашим детям и внукам. Если мы можем ударить ребенка, то, пытаясь решить
сиюминутную проблему, мы заодно учим
его агрессивным действиям в ситуациях, когда
чего-то хочешь добиться
от другого человека
или ребенка.
10.
Будьте последовательны. Если вы договорились, что не будете покупать в магазине конфеты, держите свое
слово, несмотря на капризы, уговоры и слезы,
как бы ни было жаль ребенка и как бы ни хотелось
пойти на попятную. Ребенок будет больше уважать
вас, если увидит, что вы умеете держать обещания.
4.Анкета «Какой
вы воспитатель?» (приложение1) 5.Рефлексия.
Упражнение «Сердечко»
Комментариев нет:
Отправить комментарий