Родительское собрание
«Возрастные особенности детей 5–6 лет»
для старшей группы
Родительское собрание: «Возрастные особенности
детей 5-6 лет». (старшая группа).
Цели:
расширение контакта между педагогами и родителями;
моделирование перспектив взаимодействия на
новый учебный год;
повышение педагогической культуры родителей.
Задачи:
• познакомить родителей
с задачами и возрастными особенностями образовательной работы,
задачами дошкольного учреждения на новый учебный год;
• обновить анкетные данные семей
воспитанников;
• научить родителей наблюдать
за ребенком, изучать его, видеть успехи и неудачи, стараться помочь ему развиваться в его собственном
темпе.
Ход собрания.
Воспитатель:
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас сегодня на собрании. Вот и стали наши дети на год взрослее и
перешли в старшую группу. С чем я вас и
поздравляю, желаю вам мудрости, сил, терпения и, конечно же, здоровья.
Сейчас мы поиграем в игру, которая
называется «Клубочек».
Игра «Клубочек».
Передаем клубочек друг другу разматываем его, и отвечаем на вопрос: «Что вас радует в вашем
ребенке?» (Родители, называя
положительные качества ребенка, постепенно разматывают клубок.)
Вывод:
Из всего услышанного можно сделать вывод, что
нашу группу посещают умные, жизнерадостные, любознательные и
подвижные дети.
Воспитатель:
Возраст от 5 до 6 лет – новый важный этап в развитии и воспитании
ребёнка-дошкольника. Воспитание 5-летних детей является
качественной новой ступенью по сравнению с воспитанием детей среднего возраста, нельзя упускать эти
возможности. Успехи ребёнка в школе во многом зависят от того, насколько
внимательно родители будут относиться к
решению воспитательно-образовательных задач в этом году.
А сейчас предлагаю вам ответить на некоторые
вопросы, о том, насколько хорошо вы знаете своих детей.
Игра «Вопрос-ответ»
Воспитатель:
А сейчас пойдем дальше и поговорим о целях и
задачах на предстоящий учебный год. На сегодняшний день мы работаем по
программе дошкольного образования «От рождения до школы» под
редакцией Вераксы Н. Е, Васильевой Т. С., Комаровой М. А.
Хотим познакомить вас с целями и задачами на
предстоящий учебный год по основным областям развития.
Математическое развитие.
К концу учебного года дети должны обучиться
навыкам счета в пределах 10. Уметь количество предметов обозначать
соответствующей цифрой.
Уметь сравнивать до 10 предметов по ширине и
высоте, располагать их в возрастающей последовательности.
Уметь делить квадрат на 4 равные части,
называть части.
Уметь ориентироваться на листе бумаги,
определять стороны, углы и середину листа.
Уметь различать и называть плоские и объемные
геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник,
прямоугольник, шар, куб, цилиндр).
Уметь последовательно называть дни недели,
определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
Развитие речи, основы грамотности
Развитие речи осуществляется в следующих
направлениях:
1.Развивающая речевая среда:
содействие совершенствованию речевых коммуникаций ребёнка в детском саду со
взрослыми, сверстниками и детьми младшего или старшего возраста.
2.Формирование словаря:
обогащение, эмоционально-оценочная лексика, развитие интереса к смыслу слова,
использование различных частей речи.
3.Звуковая культура речи:
совершенствование фонематического слуха (учить использовать слова с заданным
звуком, находить слова с этим звуком в предложении и тексте, определять место
звука в слове).
4.Грамматический строй речи:
знакомить и учить образовывать однокоренные слова (существительные – от
суффиксов, глаголы – от приставок, прилагательные в сравнительной и
превосходной степени, составлять сложноподчинённые предложения.
5.Связная речь:
совершенствование диалогической и монологической форм речи (диалог, пересказ,
рассказ соответственно плану, рассказ из личного опыта, сочинение сказок,
небылиц и загадок).
6.Подготовка к обучению грамоте:
представление о предложении, составление предложений и членение на слова,
деление слов на слоги, составление слов из слогов.
Художественно-эстетическое развитие:
Овладение техническими умениями
изобразительного искусства.
В рисовании: применение различных материалов и инструментов (пастель,
мелки, акварель, фломастеры, пользование палитрой, создание новых цветовых
тонов и оттенков; различные способы рисования кистью (всем ворсом, концом кисти, примакиванием и т. д.).
В аппликации : использование различных материалов (бумаги, ткани, природных и бросовых материалов);
освоение техники симметричного и ажурного вырезания, обрывной и объёмной
аппликации, коллажа; вырезание кругов и овалов, коротких и длинных полосок и т.
д.
В лепке: применение различных материалов (пластилин, тесто, снег, песок); создание объёмных и
рельефных изображений (рисование пластилином,
отпечатки, рисунок стекой); лепка конструктивным и смешанным способом, сглаживание поверхности предмета,
вылепливание мелких деталей; создание многофигурных композиций.
Познавательное развитие:
Сформированность представлений о живой и
неживой природе, сезонных изменениях в ней и деятельности человека. О
растениях, грибах, животных, как представителях живого в мире природы, их
основных жизненных функциях и потребностях, среде обитания. О природных
сообществах животных и растений, их взаимосвязи и особенностях приспособления к среде обитания и
сезонным изменениям в не. Человеке как живом существе, его сходстве с другими
живыми существами и отличиях, природоохранной деятельности человека. О ценности
природы как среде жизни человека.
Социально-коммуникативное развитие:
Ребёнок проявляет интерес к правилам
безопасного поведения, может привести примеры правильного поведения в отдельных
опасных ситуациях; Под присмотром взрослого умеет пользоваться опасными
бытовыми предметами (ножницы, иголки) и
электроприборами (магнитофон, телевизор, пылесос);
Осторожен при общении с незнакомыми животными; Соблюдает правила дорожного
движения, правильно ведёт себя в транспорте; Правильно ведёт себя на воде, на
солнце; Не вступает в контакт с незнакомыми людьми на улице; В случае
возникновения неожиданных, опасных для жизни и здоровья ситуаций, умеет
привлечь внимание взрослого.
Ребёнок стремится познать разные виды трудовой
деятельности взрослых и отразить свои представления в изобразительной и игровой
деятельности, сюжетно-ролевых играх; Понимает значимость разных профессий,
труда родителей, важность использования техники, различных
машин и механизмов в труде; Бережёт труд взрослых, старается оказывать посильную помощь в их трудовой
деятельности; Самостоятелен в самообслуживании; Добивается результата труда, с
небольшой помощью взрослого успешно решает интеллектуально-творческие задачи
при создании поделок, экспериментировании с материалами, конструировании; У
ребёнка сформированы основы культуры труда (бережное отношение к инструментам,
рациональное использование материалов, уборка рабочего места).
Ребёнок положительно настроен по отношению к
окружающим, охотно общается с близкими взрослыми и сверстниками, сдержан по
отношению к незнакомым людям; Соблюдает общепринятые нормы и правила культуры
поведения; Чуток по отношению к другим, распознаёт различные эмоциональные
состояния, охотно откликается на просьбу помочь, научить чему-либо;
Интересуется предметным и социальным миром, имеет представления о том, что
хорошо и что плохо; Проявляет интерес к городу, стране, в которой живёт, знает
её название, государственные символы некоторые достопримечательности и события
городской жизни, гордится своей страной; Испытывает чувство гордости и
удовлетворения от хорошо выполненной работы и одобрения старших.
Физическое развитие:
К концу года дети могут:
- ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя
правильную осанку, направление и темп.
- лазать по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа.
- прыгать на мягкое покрытие (высота 20 см,
прыгать в обозначенное место с высоты 30 см, прыгать в длину с места (не менее
80 см, с разбега (не менее 100 см); в высоту с
разбега (не менее 40 см); прыгать через короткую и длинную
скакалку.
-
метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-9 метров, в вертикальную и
горизонтальную цель с расстояния 3-4 метра, сочетать замах с броском, бросать
мяч вверх, о землю и ловить его одной рукой, отбивать мяч на месте не менее 10
раз, в ходьбе (расстояние 6 м, владеть школой мяча.
-
выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие.
-
перестраиваться в колонну по трое, четверо; равняться и размыкаться в колонне,
шеренге; выполнять повороты направо, налево, кругом.
-
знать исходные положения, последовательность выполнения общеразвивающих
упражнений, понимать их оздоровительное значение.
-
скользить по ледяным дорожкам, выполняя задание.
-
ходить на лыжах скользящим шагом на расстояние около 2 км; ухаживать за лыжами.
-
кататься на самокате.
-
участвовать в упражнениях с элементами спортивных игр.
-
продолжать развивать творчество в двигательной деятельности, формировать умение
варьировать упражнения и игры, придумывать и выполнять имитационные и не
имитационные упражнения, демонстрируя красоту, грациозность, выразительность,
пластичность движений.
Итак,
из выше сказанного первое правило, учитывая возрастные особенности детей
6-ого года жизни, необходимо осуществлять
следующие задачи:
Ø Развивать движения детей, добиваться большей их координации, точности,
быстроты;
Ø Воспитывать самостоятельность и быстроту
движений при самообслуживании;
Ø Расширять представления детей об общественной жизни, природе, труде
взрослых, воспитывать правильное отношение к ним;
Ø Воспитывать умение удерживать цель, следовать
указаниям взрослого, сосредоточенность и целеустремлённость;
Ø Формировать у детей
отдельные понятия, развивать логическое мышление;
Ø Развивать связную речь детей;
Ø Совершенствовать художественные умения в
рисовании, пении, танце, чтении стихов, пересказывании сказок, рассказов,
обогащать эстетические восприятия и переживания;
Ø Воспитывать у детей навыки
коллективного труда
Ø Развивать произвольное управление детей своим поведением.
Возьмите
все по цветку. Раскрасьте их (на столах лежат одинаковые цветы по размеру, по
форме, цветные карандаши). А теперь сравните свой цветок с цветками своих
соседей. Скажите, после того как вы раскрасили цветок, можно найти два
совершенно одинаковых цветка? (Нет) При
одинаковых условиях делаем все по-разному.
Отсюда следует
правило: Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другим! Нет кого то или
чего то лучше или хуже. Есть – другое! Основной ошибкой родителей дошкольников является то, что с самого
раннего детства взрослые из самых лучших побуждений стараются как можно лучше развивать интеллект
ребёнка, отодвигая на второй план физическое, речевое, личностное развитие. А
ведь все эти составляющие дошкольного развития должны формироваться
параллельно.
Давайте
проверим, сможете ли вы подобрать ключик к своему ребенку.
ГРАФИЧЕСКИЕ
УЗОРЫ.
Родителям дается лист бумаги в клетку. Воспитатель
говорит, сейчас мы будем учиться рисовать разные узоры. Постарайтесь, чтобы они получились красивыми и
аккуратными. Для этого слушайте внимательно – мы будем говорить в какую сторону
и насколько клеточек провести линию. Проводите только те линии, которые мы
будем называть. Когда нарисуете одну, ждите, пока не назову следующую. Каждую
линию начинайте там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги.
Начинаем рисовать первый узор. Поставили карандаш, отступаем 4 клетки слева,
семь клеток сверху,ставим точку и начинаем рисовать: 8
клеток вправо, 2 клетки вверх, 4 вправо, 5 вниз, 4 влево, 2 вверх, 4 влево, 3
вниз, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 3 вверх, 1 влево, 1 вверх.
Что
у нас получилась? Правильно, ключик! Рисуем по клеточкам отверстие в головке
ключа. Если правильно выполнить задание не удается, полезно поупражняться.
Желаем Вам всем найти свой ключик к Вашему ребенку. Не забывайте хвалить детей в любом случае!
Воспитание детей сложный процесс. Проявите изобретательность в
выборе средств воспитания, а главное не забывайте, что одно из самых надёжных -
добрый пример, вас, родителей! Почаще
возвращайтесь в своё детство – это хорошая школа!
Наше следующее и самое главное правило: ПОМНИТЕ! РЕБЁНОК –самая большая ценность в
ваше жизни!
Стремитесь
понять и узнать, относитесь к нему с уважением, придерживайтесь наиболее
прогрессивных методов воспитания и постоянной линии поведения. Успехов вам и
больше веры в себя и в возможности своего ребёнка.
Тема «Лидерство.
Эмоциональный интеллект. Рефлексия».
Цель:
привлечь внимание родителей к проблеме развития эмоционального интеллекта у
детей дошкольного возраста
Задачи:
· Заинтересовать
родителей данной проблемой.
· Раскрыть
значение и важность развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного
возраста.
· Расширить
представления родителей о формах совместной деятельности с детьми для развития
эмоциональной сферы ребенка.
· Способствовать
приобретению теоретических знаний и практических умений по развитию
эмоционального интеллекта у дошкольников.
Ход собрания.
Здравствуйте,
уважаемые родители! Посмотрите, что находится у меня в руках. Что это такое? (губка). Какое основное качество нашей
губки? (она хорошо впитывает). С кем
мы можем сравнить нашу губку? (с
ребенком). Верно, эту губку мы можем сравнить с нашими детьми, вед они,
подобно этой самой губке, впитывают в себя все то, что видят вокруг себя.
Давайте
представим, что красная вода – это отрицательные эмоции, а зеленая –
положительные. Представим один день из жизни нашего ребенка. К примеру, он
слышит фразу «Ой, да замолчи ты, много понимаешь, маленький ещё». В воду какого
цвета окунется эта губка? (красный).
А теперь представьте, что эту фразу ребенок слышит каждый день, что происходит
с цветом? (он становится более
насыщенным). Возьмем другую ситуацию, представьте, что вместо этой фразу
ребенок слышит такие слова «Ой, какое интересное видение ситуации, я подумаю
над этим». Какие эмоции испытает ребенок? (положительные).
Значит опускаем губку в банку с зеленой водой. Давайте вернемся к нашей первой
губке, как вы думаете, как этот ребенок будет относиться ко всему, что его
окружает, если его основной цвет-красный? (отрицательно).
А этот? (положительно). Какой вывод
можно из этого сделать?
Верно,
на отношение ребенка очень сильно влияют эмоции, которые окружают его.
Эмоции-это
такие психические состояния, которые выражаются в переживании человеком своего
отношения к окружающей среде и самому себе.
Эмоциональный интеллект
– способность распознать собственные и чужие эмоции, брать их под контроль.
Основная ошибка в контроле над эмоциями – попытка их подавить, либо
проигнорировать. Вместо этого их нужно проживать, оттачивать внутренние и
внешние способы реагирования.
Дети
реагируют на все очень эмоционально. Отобрали игрушку, не купили конфету –
слезу, и наоборот, мама пришла пораньше с работы или на улице увидели трактор –
бурная радость. Проявление эмоций не ограничивается только радостью и грустью,
они могут выражать гнев, удивление, стыд, досаду, восхищение и другие сложные
эмоции. Но далеко не всегда они являются осознанными. Дети с недостаточно
развитым эмоциональным интеллектом не могут ответить на вопрос, что они
чувствуют в данный момент. Кроме этого, они испытывают трудности в общении
из-за того, что не обращают внимания на чувства окружающих или неправильно
интерпретируют их эмоции. Именно с развитием эмоционального интеллекта связаны
способности к сопереживанию и эмпатии.
Психологи
пришли к выводу, что уровень развития эмоционального интеллекта напрямую влияет
на самооценку ребенка. Те дети, которые накчились распознавать свои и чужие
эмоции, понимают их причину-обычно уверены в себе, более устойчивы к стрессам,
легче адаптируются к новым условиям. В то же время малыши с недостаточно
развитым эмоцональным интеллектом склонны к тревожности – любая неудача может
восприниматься или как личная трагедия. Эмоциональный интеллект начинает
формироваться у ребенка с самого рождения. Это происходит естественно, когда
мама или другой близкий взрослый откликается на его эмоции, дарит свою заботу и
ласку.
Прежде
чем учить детей распознавать эмоции окружающих людей, мы должны разобраться
умеем ли мы сами понимать эмоции окружающих людей.
Сейчас,
уважаемые родители, я предлагаю вам поиграть в несколько игр и выполнить
упражнения, которые помогут развить эмоциональный интеллект.
Упражнение
«Хорошие-плохие эмоции»
Перечислить
«хорошие» и «плохие» эмоции (вписываем ответы в два столбика. Если родители
отвечают слабо, предлагаю сама «Эмоция гнев – куда мы ее отнесем?»)
Часто
люди делят эмоции на хорошие и плохие, позитивные и негативные. И иногда
возникает желание – как было бы здорово, если бы остались только позитивные. Но
природой так задумано, что мы не можем оставить какие-то эмоции, а какие-то
убрать. Они нужны нам все. По эмоциям мы можем понять - то, что происходит –
это хорошо или плохо?
Важно
понять, что избавиться от эмоций невозможно. Не от плохих, не от хороших. Но мы
можем научиться с ними справляться, переживать их так, чтобы не разрушить себя
и окружающих и научить этому детей.
Упражнение «Угадай
эмоцию»
Сейчас
я раздам карточки, на которых написана эмоция и фраза, которую вы должны
произнести с этой эмоцией. Остальные должны догадаться, о какой эмоции идет
речь.
Убери
свои игрушки Испуг |
Выключай
телевизор Радость |
Ложись
спать Злость |
Пойдем
ужинать Обида |
Надень
носки Счастье |
Не
балуйся Восхищение |
Поиграй
один Нежность |
Ты
такой молодец! Восторг |
Не
прыгай Отвращение |
Опять
дерешься! Стыд |
Пора
в детский сад Беспокойство |
Сколько
можно спать? Разочарование |
Игра «Изобрази»
Игра-упражнение
на развитие чувств и эмоций, умения передавать эмоциональное состояние с
помощью мимики и жестов. Изобразите, пожалуйста:
· сладкую
конфету;
·
горькое лекарство;
·
кислый лимон;
·
грязную бумажку;
· красивую
игрушку.
Игра
«Смайлики».
Я
буду зачитывать вам стихотворения, а вы выберите смайлик, который обозначает
эмоцию, заключенную в нем.
Рады.
Рады светлые березы,
И
на них от радости вырастают розы.
Родители
находят смайлик.
Какое
же настроение у этого смайлика? И так — это радость: рот улыбается, глаза
открыты. Молодцы, слушайте дальше.
Маша
варежку надела,
-
Ой! Куда я пальчик дела?
Нету
пальчика, пропал,
В
свой домик не попал.
Что
это за чувство? Да, это удивление.
Я-Водяной,
я -Водяной!
Поговорил
бы кто со мной!
Внутри
меня водица,
Ну
как с таким водиться?
Со
мной мои подружки
Пиявки
да лягушки.
Фу
какая гадость.
Что
это за чувство? Это чувство брезгливости.
Я
люблю свою лошадку,
Причешу
ей шёрстку гладко,
Гребешком
приглажу хвостик
И
верхом поеду в гости!
Что
это за чувство? Это любовь.
Зайку
бросила хозяйка.
Под
дождем остался зайка.
Со
скамейки слезть не смог,
Весь
до ниточки промок.
Какое настроение у Зайчика, правильно
грустное. А следующие эмоцию я прошу показать вас с помощью мимики.
Ах,
ты гадкий, ах ты грязный,
Неумытый
поросёнок!
У
тебя на шее вакса,
У
тебя под носом клякса,
У
тебя такие брюки,
Что
сбежали даже брюки.
Что
делает Мойдодыр? Правильно, злиться. Слушайте дальше.
Вдруг
какой-то страшный зверь
Открывает
нашу дверь.
У
него глаза горят и усы топорщатся.
У
него ужасный вид, испугаться хочется!
Что
делает этот человек? Правильно, боится. Вы молодцы, отлично справились с
заданием.
Игра «Эмоция»
Посмотрите,
у меня есть пустые смайлики, личики. Я предлагаю вам нарисовать на них эмоцию,
с которой чаще всего вы видите своего ребёнка. И описать ваш рисунок 2-3
предложениями.
Игра «Продолжи фразу»
Родители
передают по кругу мяч, при этом продолжают фразу, рассказывая, когда и в какой
ситуации они бывает такими: «Я радуюсь, когда…», «Я злюсь, когда …», «Я
огорчаюсь, когда …», «Я обижаюсь, когда…», «Я грущу, когда …» и т. д.
Уважаемые
родители, в завершении нашей встречи — не забывайте о том, что главную роль в
развитии эмоционального интеллекта играет мама, именно через нее ребенок
начинает познавать мир. Материнская любовь, ласка и доброта учат ребенка самым
прекрасным и положительным эмоциям. Поэтому, прежде всего, просто любите своих
детей такими, какие они есть. Спасибо за внимание! До свидания!
Памятка
«Игры
на развитие эмоционального интеллекта»
Игра «Назови эмоцию по
картине»
Карточки
со схематическими изображениями эмоций. Задачей детей будет называть то, что
они видят на картинке и описать ощущение того, что эти изображения показывают
(чувство, выражение лица, поза и т. д.).
Чтобы
разнообразить задание, можно наклеить "смайлики" эмоций и фотографии
на картон или бумагу и предложить ребенку дорисовать картинку, а затем
рассказать о сюжете.
Игра «Книга рекордов»
Предложить
вместе с ребенком создать его собственную книгу рекордов и сохранить там все
свои успехи. Например, как быстро ему удалось убрать игрушки, свою одежду,
преодолеть препятствие или решить задачу, которая вызвала у него трудности. Важно,
чтобы ребенок взял на себя ответственность за собственные достижения, испытывал
сам от этого удовольствие, а не для удовлетворения и вознаграждения от своих
родителей, потому что только тогда развивается внутренняя мотивация к действию.
Игра «Часы эмоций»
С
картона или дерева делаем циферблат часов. Вместо времени часы показывают
эмоции. На циферблате вместо цифр появляются рисунки лица, выражающих
определенные эмоции. Мы начинаем с четырех основных эмоций: гнев, страх, грусть
и радость (циферблат разделён на четыре равные части). Часы висят на видном и
доступном для всех месте.
Поясняем
детям: - «Вы можете показать, что чувствуете, перемещая часовую стрелку. Тогда
мама или папа (брат и сестра), воспитатель, будут больше знать о вашем
настроении и, возможно, смогут помочь вам».
Когда
ребенок с помощью часов покажет свои чувства, постарайтесь заметить это, говоря
громко, например: «Я вижу, что ты грустишь прямо сейчас. Ты хочешь, чтобы тебя
обняли?» Этого может быть достаточно, чтобы поднять ребенку настроение, а если
нет, то в объятиях чувствительного взрослого будет легче для него сказать, что
является причиной такого состояния.
Игра «Голос в бутылке»
Все
сидят в кругу на полу. Педагог (или один из родителей) говорит:
-
Помните ли вы Джинна, заточённого в бутылке, который может выполнять любое
желание?
Сильно
раскрутите пустую бутылку. Когда она остановится и укажет на кого-то, педагог
(или родитель) говорит:
-
Откройте пробку и освободите меня от бутылки. Спасибо! Я самый умный, самый
мощный Джинн. Я вижу и понимаю всё, что происходит в твоём сердце. Ты можешь
рассказать мне все о том, что делает тебя счастливыми или грустным. Скажи мне,
как ты себя чувствуешь в данный момент?
Ребенок
описывает своё сиюминутное настроение. Джинн каждый раз реагирует так, чтобы
ребёнок видел его заинтересованность. Если ребенок описывает положительные
чувства, Джинн говорит: - Мы все вместе позаботимся, чтобы твоё состояние, твои
чувства в течение длительного времени остались с тобой! Если ребенок говорит,
например, о чем-то грустном, то Джинн спрашивает: - Скажи, пожалуйста, почему
ты чувствуешь это, мы могли бы помочь тебе?
В
данной игре главное – научить детей проговаривать свои чувства, развивать
чувство эмпатии, сопереживания ближним.
Тема "Игра и игрушка в жизни ребёнка".
Задачи:
– обсудить с
родителями проблему значения игры и современной игрушки на психическое развитие
ребенка-дошкольника;
– показать
возможность игры для развития интеллектуально–познавательной деятельности ребёнка;
– показать
достоинства и недостатки современных игрушек;
–
стимулировать интерес родителей к использованию возможностей игровой
деятельности для общения с собственным ребёнком.
Форма
проведения: консультация
родителей с элементами игрового тренинга.
Подготовительная
работа: анкетирование
родителей, интервьюирование детей подготовка памятки для родителей, подготовка
выставки рисунков детей “Моя любимая игрушка”, оформление зала.
Элементы
оформления зала: плакат с
лозунгом “Давайте продлим своим детям счастливый миг детства”, вопросы для
обсуждения: 1. Какую роль играет игра и игрушка в жизни ребенка? 2. Насколько
она важна для интеллектуального и эмоционального становления ребенка? 3. Может
ли игрушка помочь ребенку преодолеть трудности общения со сверстниками?
Ход собрания
Столы стоят
по кругу, на них лежат кружки красного и зеленого цвета для каждого родителя,
любимые игрушки детей. Родители должны узнать игрушку своего ребенка и сесть за
тот стол, где лежит эта игрушка.
I.
Вступительное слово воспитателя.
– Уважаемые
мамы и папы!
Сегодня мы
поговорим с вами о современных игрушках: какие они, в чем их “плюсы” и
“минусы”.
Многие из
нас навсегда сохранили в своей памяти и в реальной жизни игрушки своего
детства. Поломанные, с оторванными ушами и ногами, они сохранили для нас свою
прелесть, они пахнут нашим детством, неповторимой радостью знакомства с миром.
Во многих семьях игрушки родителей стали игрушками детей. Родители рассказывают
своим детям истории появления своих игрушек в их жизни, делятся воспоминаниями
о детских играх и забавах.
Предлагаем
обсудить следующие вопросы:
– Какую роль
играет игра и игрушка в жизни ребенка?
– Насколько
она важна для интеллектуального и эмоционального становления ребенка?
– Может ли
игрушка помочь ребенку преодолеть трудности общения со сверстниками? (Вопросы
написаны на плакате).
II.
Вступление родителей по теме собрания.
По очереди
все родители высказывают свое мнение, делятся друг с другом опытом по
формированию культуры игры ребенка с игрушками и передают мяч по кругу.
– Спасибо за
обсуждение. В дошкольный период игра является основным источником познания и
развития. Игра для ребенка – это не просто времяпрепровождение, это способ
существования. В игре осваиваются правила человеческого общения, основные умения
и навыки. А игрушка для ребенка, с одной стороны, – это средство самовыражения,
с другой – определенный идеал, образ, который закладывается в подсознание.
Естественно, что у каждой возрастной категории детей свои игрушки. Рекомендации
по выбору игрушек и игр для детей нам даст психолог Светлана Николаевна.
III.
Выступление психолога на тему “Роль игрушки в жизни ребенка 5-6 лет”.
– Игрушка
для ребенка не просто забава, но и эффективный инструмент развития, подспорье в
совершенствовании движений, органов чувств, понимания речи.
К пяти годам крупные игрушки постепенно
перестают занимать ребёнка и перемещаются из игровой зоны на кресла, кровати,
шкафы. А вот наборы зверушек, солдатиков, кукольных семей завоёвывают интерес и
эмоции ребёнка. Появляется большая возможность для проигрывания разных
вариантов с одними и теми же игрушками; у детей развивается фантазия и
воображение, мышление перестаёт быть конкретным, а эмоциональный мир
обогащается.
Шестилетнему
ребёнку полезнее
и интереснее не статичные и конкретные игрушки – он будет рад необычному
конструктору, моделям кораблей и самолётов, красивым фломастерам и
занимательной настольной игре, набору для шитья и вязания.
Детям очень
нравятся игрушки, сделанные собственными руками, особенно, если они становятся
полезными для других. Дети любят в этом возрасте делать игрушки-подарки
(кухонные прихватки, салфетки, украшения). Игрушечные магазины уходят на второй
план, а наибольший интерес у детей вызывают прилавки с канцелярскими
принадлежностями, строительными материалами, нитками и пуговицами. Ребёнок сам
готовит себя к смене вида деятельности и школьному обучению.
– Давайте
посмотрим, в какие современные игрушки играют наши дети и какое влияние они
оказывают. Я кратко расскажу об этих игрушках, а вы, если со мной согласны,
поднимите зеленую карточку, если нет — красную и обоснуйте свое решение.
– Игра —
средство диагностики психического состояния ребенка, его личностного развития,
но это и превосходный метод коррекции тех или иных дефектов, недостатков,
отставания в развитии. Игровая психотерапия является одной из лучших
психологических методов. Игрушка помогает ребенку овладеть собственными
желаниями, страхами. Страх темноты, например, можно победить с помощью
волшебницы, которая будет являться его оберегом. Какая-нибудь ракушка, камешек,
тряпочка, гвоздик наделяются особыми свойствами, переживаниями и смыслами. Мы
часто обнаруживаем подобный “мусор”, пытаемся навести порядок в детском уголке.
И всякий раз сталкиваемся с протестами и просьбами ребенка не выбрасывать их. А
может быть и правда, лучше пусть будет камешек – чем трансформер, или ракушка –
чем монстр.
Большинство
современных игрушек способны породить чудищ в душе маленького человека. С этим,
к сожалению, приходится сталкиваться все чаще не только психологам, но и
детским психиатрам, врачам. Работы у них становится все больше.
– Сейчас в
продаже большое количество игрушек, сошедших с экранов телевизоров и
раскрученных детскими сериалами: покимоны, монстры, человек – паук, Бэтманы.
Эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка
К категории
монстров можно отнести всевозможные игрушки – трасформеры: человек– машина,
человек– робот, человек– чудище. Взрослые словно забыли, что игрушка – это не
просто забава. Она закладывает в душу ребенка первоначальные понятия добра и
зла. И опасно, если это происходит в игре с негативным героем. Любое
проигранное ребенком действие способно воспроизводить себя в реальности.
Игрушка программирует поведение ребенка. И важно понимать, как воздействует
игрушка и что за программу она в себе несет.
Несомненно,
у ребёнка должен быть определённый набор игрушек, способствующих развитию его
чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать
реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.
– Игрушки из
реальной жизни:
Кукольное
семейство (может быть и семья зверушек), кукольный домик, мебель, посуда,
машины, лодки, конструкторы, касса, весы, медицинские и парикмахерские
принадлежности, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доска,
счёты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон и т.д.
– Какую
куклу лучше покупать: “Пупса” или Барби? В данном споре большое значение играет
возраст ребенка. У девочек дошколят силен инстинкт материнства, он находит свое
воплощение в игре с куклой, которую хочется нянчить, лечить, укладывать спать,
кормить, катать в коляске. А Барби надо одевать, раздевать, приобретать для нее
все новые вещи. Образ жизни ее – это бесконечные наряды, развлечения, смены
партнеров. По отношению к кукле девочка почувствует себя горничной или, в
лучшем случае, подружкой, а не мамой.
Если девочка
играет с пупсом, который выглядит так же как и девочка, то у девочки не
возникает противоречия между ней самой (между той девочкой, которую она видит в
зеркале, и той, которую держит в руках). Барби же, взрослая красивая девушка с
развитыми формами – ребенок пропускает через себя этот образ (фигура, образ
жизни, стиль поведения ). Это приводит к тому, что девочка стремится к образу,
к фигуре Барби и не принимает то, что у нее есть.
Таким
образом, Барби имеет смысл покупать школьнице – в отличие от девочки
дошкольного возраста, она оценит по достоинству ее красоту и предоставляемые ею
игровые возможности, но не окажется под прессом жесткой "программы",
которую эта кукла диктует.
– Игрушки,
помогающие "выплеснуть" агрессию:
Солдатики,
ружья, мячи, надувные груши, подушки, резиновые игрушки, скакалки, кегли, а
также дротики для метания и т.д.
Агрессивные
игрушки провоцируют игры с соответствующим настроением. В ходе агрессивной игры
дети пугают друг друга оружием,
Такой испуг
может иметь необратимые последствия в будущем. Кроме того, у детей могут возникать
страхи, которые будут проявляться и в последующей жизни. Некоторые дети в силу
психологических особенностей склонны к агрессии по отношению к окружающим, игры
с военными игрушками обостряют это чувство у детей.
В то же
время в дошкольный период игрушки (всевозможное оружие, солдатики, танки и
т.д.) помогают найти выход внутренней агрессии, которая скрыта в каждом
человеке. Если она выплескивается через "военные" игры, то в реальной
жизни человек становится более спокойным и уравновешенным. У детей энергии
гораздо больше, чем у взрослых людей, и она обязательно должна иметь выход. Но
если вы заметили, что агрессия регулярно становится основным содержанием игры,
это может говорить о том, что её уровень у малыша слишком высок. На это стоит
обратить особое внимание и, возможно,).проконсультироваться со специалистом.
– Игрушки
для развития творческой фантазии и самовыражения:
Кубики,
конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные картинки или открытки, краски
пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для
аппликаций, клей и т.д.
Мягкая
игрушка. Ее
главное назначение — дарить малышу нежность. Она используется психотерапевтами,
психологами и врачами: пушистый мишка, симпатичный слоник, и лохматая собачка
способны вылечить ребенка от страхов и даже ночного энуреза. Американские
психологи, исследуя детенышей обезьян, обнаружили следующее: если обезьянке
дать возможность выбора между двумя суррогатными мамами, одна из которых из
холодной проволоки, но с бутылочкой молока, а другая из искусственного меха, но
без бутылочки, то испуганный и голодный детеныш выбирает … вторую: мягкую и
уютную, дающую столь необходимое ему чувство безопасности. Неудивительно, что
наши дети так любят пушистых зверят.
В магазинах
можно найти любимыми всеми с детства персонажей “Спокойной ночи, малыши”,
которые учат добру и справедливости, не обманывать и не предавать и многому
другому. И все это раскрывается в понятной для детей форме. Они излучают добро
и любовь к каждому зрителю, а те тоже отвечают любовью. Эти герои могут
принести еще одну частичку тепла и нежности и напомнят о тех темах, которые
затрагивались ими.
– Для детей
постарше можно купить постройки кораблей, самолетов, лодок. Для девочек
красивые наборы для вышивания, бисероплетения, росписи по ткани и дереву. Эти
игры приучают детей к самостоятельности, трудолюбию, заботе о ближних. Ведь
куда приятнее вышить для мамы салфетку, подарить папе на день рождение модель
самолета или порадовать сестру фенечкой. Любая вещь, изготовленная своими
руками — самая лучшая для ребенка и самый дорогой подарок для его друзей или
родителей.
– Подражая
взрослым, ребенок воспроизводит те отношения, которые он наблюдает. Если
ребенок в игре жестоко обращается со своей игрушкой, небрежно относится к ней,
то это приводит к тому, что у ребенка образуются сначала плохие привычки, а
затем появляются отрицательные черты характера – эгоизм, неряшливость,
упрямство.
Наоборот,
если ребенок ласков со своей игрушкой, убирает ее на место, то у него
развивается бережное отношение к вещам, трудолюбие, общительность и другие
ценные качества. Развитие игровой деятельности ребенка осуществляется при
активном участии взрослого. Для того, чтобы малыш полюбил игру, мог долго и
сосредоточенно играть, его надо учить этому. Игра от общения со взрослым
становиться богаче, содержательнее. Родители должны интересоваться играми
детей, помогать расширять их сюжеты, не считать игру пустой забавой и уделять
ей должное внимание. Ведь игра не только забавляет малыша, но и развивает.
– Особую роль в развитии малыша играют
обучающие (дидактические) игрушки. Дидактические игрушки используют для
развития и обучения ребенка. К сожалению, сейчас обучающие игрушки стоят
дорого, а для полноценного развития малыша играть в них нужно часто. Немного
фантазии, трудолюбия, и вы сможете смастерить отличные пособия, которые
окажутся полезными для ваших детей.
– В конце
нашей встречи предлагаю вашему вниманию памятку для неравнодушных родителей.
V.
Подведение итогов.
Воспитатель:
– Я думаю,
что каждый из нас получил много информации к размышлению и хороших рекомендаций
по интересующему вопросу. И на прощание, хочется узнать, что каждому из вас
дала наша сегодняшняя встреча, что нового и полезного вы узнали сегодня, о чем
стоит задуматься. (Родители передают мяч по кругу и высказывают свое мнение).
– Давайте
поставим веселую точку в конце нашей встречи. Сейчас я вам буду говорить
небольшие фразы, если вы с ними согласны, выполняйте соответствующие движения.
Если не согласны, не делайте ничего.
– Если вы
думаете, что при игре с ребенком эмоции не столь важны, дотроньтесь до кончика
носа.
– Если вы
полагаете, что игрушка — это носитель информации для ребенка, как газета или
интернет для взрослого, потопайте ногами.
– Если вы
уверены, что взрослые должны играть в игры вместе с детьми, улыбнитесь.
– Если вы
считаете, что с помощью игры обучение и социализация ребенка происходят
эффективнее, а воспитание приятнее, кивните головой.
– Если вы
думаете, что игрушка должна быть не только орудием игры, но и создавать условия
для его развития, помашите рукой.
– Если вы
верите в то, что игрушка способна программировать поведение ребенка и
воздействовать на него как положительно, так и отрицательно, похлопайте в
ладоши.
– Благодарим
всех за активную работу!
Комментариев нет:
Отправить комментарий